Интервью Андрея Лаппы

Интервью с Дхарма Митрой взял А. Лаппа

(Сан-Франциско, Октябрь-2005)

Андрей Лаппа: Дхарма Митра, ваше имя известно во всем мире благодаря плакату с 908 асанами, которые Вы самостоятельно выполнили, отсняли и опубликовали. Но я думаю практикующим йогу также будет интересно узнать о том, что есть йога для Вас, как вы ее понимаете?


Дхарма Митра: Йога - это божественная дисциплина и я преклоняюсь перед Господом Шивой и мудрецом Патанджали, который написал сутры Раджа-Йоги. Я вижу Йогу как кратчайший путь для просветления. Давайте рассмотрим Аштанга Йогу Патанджали. Это учение, которому я следую. Яма очищает твое духовное сердце, освобождает от греховных поступков огнем Знания. Это подготавливает твое Сердце для постижения Царства Господа. Нияма же ведет к Господу. Без сутр Патанджали мы идем в никуда в йоге. Без Бхагавад-Гиты мы также идем в никуда. У нас нет верных ориентиров. Поэтому основой всего в Йоге является следование Яме и Нияме. Господь находится в правой части Сердца как Верховная Сущность. Я понимаю Йогу прежде всего как Путь достижения духовного освобождения или перемещения сознания в верхние чакры и это не подразумевает необходимости выполнять более чем одну позу для медитации. А все те позы, которые я продемонстрировал на плакате, нужны прежде всего для сохранения или развития гибкости тела. Некторые из них могут способствовать подъёму Кундалнни. Пранаяма будет усиливать активность Праны и Апаны и будет способствовать подъему Кундалини. И все это происходит очень просто, если вы следуете Яме и Нияме, выполняя Асаны и Пранаямы. Вполне достаточно выполнять хотя бы одну Пранаяму в день - Анулома-Вилому - наиболее важную Пранаяму и позы «Стойка на голове». «Стойку на плечах», «Позу сидя» и постоянно практиковать самоосознание. Это не Медитация. Многие люди на Западе в наши дня медитируют с единственной целью - чувствовать себя хорошо. Я же имею в виду совершенно другое намерение. Я имею в виду самоосознавать с намерением овладеть своими психическими энергиями, контролировать все формы своей природы и развить самодисциплину. Главный акцент в Йоге в действительности делается на достижении реальных способностей с отказом от многого с намерением отделить себя от тела, ментальных функций и любых других проявленных в собственном существе форм. А после этого вы будете сидеть. Очень просто. Совершенно комфортно. Вы должны каждый день садиться и пробовать видеть, что есть реальность. Если ваша Аура чиста и физическое тело в форме, то вы можете управлять ими и у вас будет шанс прожить немного дольше. Наши Сущности изначально совершенны внутри нас. Поэтому все, что нам остается делать - это прислушиваться к тому, что превосходит в нас - к Господу. И затем, очень скоро вы осознаете, что вы являетесь чем-то гораздо большим в высшем проявлении. Это как минимум...










Андрей Лаппа: Спасибо Вам за такое начало. Потому, что это очень важно здесь на Западе понять многим практикующим, что Йога - это не система для потения, похудения или превосходства над другими в Асанах. Что Вы можете сказать по поводу таких тенденций широко захвативших практикующих на Западе? Когда люди теряют основную суть Йоги согласно изначальным древним текстам и сводят ее к физкультуре, фитнесу или спорту?


Дхарма Митра:
Я думаю, что большинство людей практикующих то, что по внешним признакам похоже на Йогу, в основной своей массе просто кармически пока не готовы к пониманию необходимости следования глубокой традиции Йоги. Согласно текстам практикуя Йогу они должны уделять основное внимание точному следованию Яме и Нияме. Но большинство предпочитает удовлетворяться хорошими самочувствием и здоровьем. Кто-то может быть стремиться накопить психическую Силу и магические способности, считая это чем-то особенным. Но я думаю, что эти намерения так же положительные. В конце концов регулярная практика укрепит здоровье, сделает тело совершенным и позы безупречными, но когда с возрастом все это так или иначе начнет разваливаться, тогда всем придется обратить свое внимание внутрь. Тогда придет видение, что все внешнее - не постоянно и не является йоговским. Все внешнее - лишь упаковка. Поэтому в конце концов, можно не волноваться. Все будет прекрасно. Все придут к Господу. Постоянное присутствие в жизни практикующих множества учителей и инструкторов разных школ Йоги будет так или иначе бомбить их умы напоминаниями о божественном, вечном и самоосознании. И рано или поздно все практикующие изменяют направление своей практики и достигают удовлетворенности. Кто-то получит благословение. Кто-то - просветление. Кто-то обретет Любовь. Кто-то - Власть. А кто-то - Известность. Все это индивидуально очень важно для каждого по-своему. Потому что разные формы духовного удовлетворения опираются на прошлые кармические действия и тенденции. Те же, кто является духовно продвинутыми и кто изначально стремятся обрести духовный путь, найдут его очень быстро в традиционных аспектах Йоги. И тогда они обратятся к священным текстам и будут меньше внимания уделять позам и телу. В конце концов по моему глубокому убеждению, Асаны нужно практиковать в Йоге только для того, чтобы осознать, что те не есть это тело. А после этого уже не следует тратить много времени на Асаны. Нужно идти глубоко внутрь к Себе. Позы - это лишь подготовка для Пранаямы. А пранаяма в свою очередь - лишь подготовка для Преданности Высшему. И это Высшее может быть достигнуто без Асан и Пранаям - одной только преданностью Господу. Вы знаете Кришна Даса? Он практикует преданность, когда поет Мантры. Это практика Бхакти-Йоги. Такая простая практика. Воспевание Господа. Слияние с Господом. Практикуя немного Карма-Йоги... И вы... ТАМ... Мантра-Йога может потребовать чуть больше времени. Но зато ее практика совершенно безболезненна, в отличие от практики Асан.


Андрей Лаппа: Да-а... Забавно слышать, что Асаны нужны только для того, чтобы понять, что ты не есть это тело или то, что путь Мантра-Йоги чем-то безболезненнее, чем Хатха-Йоги от человека, который практически научился выполнять чуть ли не все возможные Асаны Йоги... Хорошо. Вы сказали, что Господь внутри нас. Что мы можем найти его внутри своего существа. Но у вас есть или был Учитель, внешний, в облике человеческом? Или вы верите только в Учителя внутри своей сущности?


Дхарма Митра: Во-первых, я верю, что учителя находятся вне нас и вокруг нас. Я знаю также, что Господь приходит к ним чаще, чем к нам. Но, путем изучения Йога Сутр, продолжительной медитацией, чтением других древних текстов и практическим освоением учений, мы должны овладевать реальными знаниями. И когда вы это осознаете, то восклицаете: «Я понял это», подразумевая: «Я осознал». Мы сами - есть себе учитель. Сидящий внутри нашей внутренней высшей Самости. Если вы еще не обрели этого учителя, то вам следует его осознать и преклониться перед ним. Что бы вы не делали, практиковали или ели, делайте это как подношение Высшей Сущности внутри вашего существа. Но если у вас есть тело, которым вы говорите, то устраните свои сомнения и станет еще легче. Каждый полагается на внешний Источник. И очень редко встречаются те, кто прибегают к внутреннему Источнику. Только те, кто имели учителей в предыдущих жизнях и рождены теперь, уже больше не нуждаются во внешних учителях. Они могут легко прибегать к внутреннему Источнику. Но это встречается крайне редко. Даже самые известные святые всегда имеют кого-то, кто направляет их вначале. Даже Иисус, как вам известно. Я слышал, что когда он достиг определенного возраста, он был отправлен в специальное место, чтобы следовать руководству. Я в этом не уверен, но я об этом слышал. И я верю, что это правда. С ним все происходило так же, как и с другими святыми. Все Гуру, которых вы видите сейчас, имели учителей как минимум однажды. Даже Йогананда, который был перерожден святым, но думаю, даже он имел вначале Гуру. И, конечно же, для всех нас, нашими первыми учителями были наши родители.


Андрей Лаппа:
Кого вы признаете, как своего основного Учителя?


Дхарма Митра:
В моей жизни у меня был только один Гуру. Я верю, что мы должны почитать только одного мастера, потому что если вы идете к какому то другому Гуру, то это означает, что ваш Учитель для вас не совершенен. Конечно, если вы встретили разных Гуру из которых никто не является для вас совершенным, то вы можете выбрать для себя одного из них. Но если вы уже кем-то духовно инициированы, то вы должны следовать только ему. Мой Гуру известен как Йоги Гупта. И он у меня был один. Я верю, что он обладал всем необходимым для духовного освобождения только от одного наблюдения за ним. Самость полная Любви, и без какой бы то ни было жадности. У него не было ничего. Его организация была полностью не прибыльной. И не зависимо от того, сколько денег люди жертвовали ему, он все деньги отправлял в свой ашрам в Индии, стремясь помочь людям, накормить детей, построить храмы... Он так же известен как Свами Кайлашананда. Он до сих пор жив. И он всего несколько дней назад прибыл из Индии в Нью Йорк.


Андрей Лаппа: На Вашем плакате изображено множество поз, которые не используются другими школами Йоги и не были широко известны до опубликования Вашего плаката. Вас кто-то научил этим Асанам или Вы придумали их сами?


Дхарма Митра:
Когда-то давно я решил сделать для себя полный источник всевозможных Асан Йоги. Тогда я пошел по магазинам и купил все возможные книги, которые содержали в себе различные Асаны. Я решил для себя, что я сделаю плакат, в который я включу буквально ВСЕ известные Асаны. Конечно, я добавил в этот плакат Асаны, которые придумал сам на основе уже известных мне Асан. Многие из них я хотел бы называть цирковыми. Многие позы я открыл для себя интуитивно и я могу сказать, что они мои. Но я не присваиваю их себе, как Вы понимаете. Я никогда не хотел говорить людям, что эти позы пришли от Дхарама Митры. Они пришли ко мне от Господа.


Андрей Лаппа:
(шутя) Итак, Вы не называете придуманные Вами Асаны - «ДхармаМитрАсана. номер двести тридцать один - Би»?


Дхарма Митра: (также шутя) Нет, конечно. Я не хотел бы, чтобы кто-то думал, что что-то пришло от меня. Все Асаны мне были дарованы Господом Шивой. С каждым годом будут приходить учителя, которые покончат со своим «Я» и «Мое», которые будут отождествлять себя только с Высшим. Им будут дарованы способности повторять Асаны, которые были дарованы мне Шивой и им будет даровано больше, чем мне. Это, несомненно. Во мне больше нет «Я» и «Мое». С этим давно покончено. Я - Дхарма, это пришло ко мне от Господа и это есть для моего окружения. Так Асаны интуитивно приходили ко многим преданным Господу Шиве. Со временем они стали популярными и широкоизвестными.


Андрей Лаппа:
Итак, Вам интуитивно были дарованы многие Асаны. А как обстоит дело с тренировочными последовательностями? Они также разнообразны, как Асаны, похожи на уже известные или приходят интуитивно? Отличаются ли тренировочные последовательности, которые Вы применяете для себя и для своих учеников? Вы изменяете тренировочные последовательности, когда преподаете или повторяете одинаковые?


Дхарма Митра:
Да, конечно же, я варьирую и изменяю тренировочные последовательности. Я достаточно творческая личность чтобы не следовать одному и тому же в своей практике. Я называю свою пратику Шиванамаскара - приветствие Господа Шивы. Это разновидность Сурья Намаскары - приветствия Солнца. Но я строю свои тренировочные последовательности по другому. Я строю последовательность так, чтобы прорабатывать все части тела, а не только некоторые из них, как в Сурья Намаскаре. И когда я заканчиваю практику, то чувствую, что завершил все необходимое в практике. Итак, Я строю свои собственные последовательности и постоянно их интуитивно совершенствую. В этом случае последовательности получаются красивые и не скучные. Живое поклонение порождает живую и пробужденную практику. Это может показаться странным, но именно творческая индивидуальная практика является истинно традиционной. И этот традиционный путь не подходит некоторым ленивым студентам с ограниченной интуицией. Такие практикующие нуждаются в стандартных последовательностях, данных им Учителями. Я же делаю позу, ложусь и расслабляюсь, чувствую интуитивно, что придет следующим. И когда вы полностью освобождаетесь от стандартных ходов - переходите к новому. Я строю последовательности красиво, особенно для американских студентов, которые имеют такую раджастическую природу. Им не нравятся повторения одного и того же. Использование новых, неожиданных ходов в практике не позволяет моим студентам думать или нервничать. Они должны постоянно пребывать в состоянии принять новое и неизвестное безусловно. Я также люблю использовать на занятиях Мантры. Чтобы привнести больше энтузиазма в практику. Я понял, что если игнорировать человеческие мысли, то они становятся зеркалами, их нужно стимулировать извне. Сначала я все проверяю на себе. Иногда, я проверяю на себе годами. У меня есть последовательности, которые я отрабатываю уже пять лет. И я предлагаю их своим студентам. Разумеется, при этом постоянно требуется корректировка и обновление. «О-о, я должен исключить Это и добавить То...» И так каждый год происходят обновления и усовершенствования, потому что постоянно приходят новые идеи и осознания. И не только у тех, кто не экспериментирует и кто не пользуется интуицией. Также появляется возможность видеть, что для студентов работает эффективно, что им нравится или не нравится и т.п.


Андрей Лаппа: То, что Вы сейчас рассказали для меня лично очень интересно. Я многие годы практикую и преподаю подобным же образом. Так же как и Вы я не верю в то, что кто-то может сказать последнее слово в технологии йоги и сформировать для всех навсегда подходящие фиксированные тренировочные последовательности или техники выполнения отдельных упражнений. И я с Вами полностью согласен в том, что практику можно и нужно совершенствовать в соответствии с изменением мотиваций, климатом, возрастом, местоположением на планете, изменением образа жизни и т.п. Но я хочу дополнительно попросить Вас поподробнее описать как именно Вы ведете своих учеников к открытию Сердца и преданности Господу Шиве, какими средствами?


Дхарма Митра:
Обычно я с самого начали рассказываю своим ученикам об основах Йоги, важности и необходимости следования правилам Ямы. И после этого привожу им серьезные обоснования необходимости следования Ахимсе - ненасилию. Затем я объясняю им важность самоосознания и божественной реализации. А все последующие техники предназначены для развития огромной концентрации. Здоровое тело, Умственные способности, Сила Духа предназначены для достижения цели жизни. И я говорю своим ученикам: «Йога - не религия, а Путь подготовки инструмента для определения Пути, который Вы сами хотели бы обрести». И после этого я говорю им об иллюзиях материального мира. После этого я подвожу их к осознанию реинкарнации и кармической ответственности. Напоминаю им, что нужно быть очень внимательными в поступках. Не причинять никому боли и страданий. Не порождать негативной Кармы. И постепенно я начинаю им рассказывать о преданности Господу, следованию Ишвара Пранидхане - единонаправленной концентрации своих устремлений в жизни. Я предлагаю им найти для себя совершенного Гуру, если они чувствуют, что я для них не совершенен. И любить жизнь. И в основном постепенно я показываю им пример простой жизни. Объясняю, какой простой становится жизнь без пристрастий и привязанностей. Объясняю, как не попасть в одну из трех дверей Ада: Жадности, Лжи и Злости. Я учу их, что нужно сострадать и прощать. Я учу их постоянно молиться за других людей, которые имеют болезни, страдания, голод, где бы они не находились на земле. Положительными действиями и молитвами за других каждый может прийти к пониманию и необходимости духовного освобождения. А пребывание в присутствии кого-то, кто страдал с поклонением и состраданием, автоматически изменяет мышление. Я также предлагаю своим студентам регулярно голодать короткое время для очищения и оздоровления тела и подношения не съеденной пищи Господу. Если же они не следуют этому, то я не беспокоюсь по этому поводу.


Андрей Лаппа:
Спасибо. Расскажите, пожалуйста, что по вашему мнению является лучшим методом для развития Йоги на Западе? Вы наверняка видите современные тенденции Йоги на Западе. Как Вы думаете, к чему Йога придет на Западе через несколько лет?


Дхарма Митра:
Йога безусловно будет продолжать развиваться. И развиваться в нескольких направлениях. Одно направление станет сугубо физкультурным, как фитнесс, без оглядки на историю и суть традиционной Йоги. Другое направление будет уделять много внимания ментальному и духовному развитию. И я думаю очень скоро будет проявлена четкая граница между духовными и физкультурными учителями, между учителями, знающими, компетентными и духовными с одной стороны и инструкторами едва понимающими физкультурные основы и не стремящимися к вершинам самоосознания, ориентируясь только на бизнес эффективность их преподавания. Вы знаете, как с этим обстоит дело на Западе сейчас. Уже существует армия почти ничего не знающих, но гибких инструкторов Йоги. Месяц почти формальных курсов и вы получаете сертификат, позволяющий преподавать Йогу профессионально. Но существует большая разница между теми, кто прошел такой курс, имея за плечами множество прочитанных томов литературы и многолетний практический и жизненный опыт, и молодежью, которая прошла такие курсы только потому, что у них в данный момент нет другой работы и они испытывают нужду в деньгах. Уровень сознания и цели у таких преподавателей несравнимо разные. Если кто-то имеет врожденную гибкость, проходит месячный курс и получает сертификат, оказывается в бизнесе моментально. Вы понимаете, куда это ведет? И те студенты, которые приходят учиться к таким малоопытным инструкторам, также имеют их собственную Карму. Карму ошибок. И я наблюдаю за этим с пониманием,что все божественно и совершенно - каждому свое. И рано или поздно все равно все повернутся к центру реальности. Поэтому, наверное, все идет правильно и нам нужны преподаватели высокого и низкого уровня, соответствующие запросам и требованиям соответствующих учеников. И я верю в величие Йоги и в то, что ученики рано или поздно разберутся в том, кто является действительно хорошими и правдивыми Учителями, обучающими не выгоды ради. И пойдут учиться к ним. И каждый найдет для себя правильного Учителя. Вот, что я думаю по этому поводу.


Андрей Лаппа:
Дхарма Митра, я знаю, что Вы не любите покидать своих студентов в Нью Йорке, но в тоже время я вижу, что последние годы Вы начали чаще преподавать на выезде. Многие практикующие Йогу в странах бывшего СССР знают о Вас и возможно хотели бы лично у Вас поучиться. Собираетесь ли Вы поехать и преподавать в эти страны в будующем?


Дхарма Митра:
Да, это возможно. В настоящее время я планирую цикл своих семинаров в Европе. И это очень вероятно, что я смогу приехать в Россию в ходе одного из своих Европейских туров. Безусловно, мне было бы интересно посмотреть эти страны и встретиться с русскими йогами.


Андрей Лаппа:
Милости просим. Это красивые страны с богатой историей и культурой. Что бы Вы пожелали российским йогам в завершение?


Дхарма Митра:
Я бы пожелал всем учителям Йоги в России обязательно знакомить своих студентов с правилами Ямы и Ниямы с самого начала. Принципиально важно начинать с этого. Если у них есть молодые студенты, которые в основном интересуются физической практикой, предоставьте им эту возможность. Но научите их, хотя бы одной позе для медитации. И никогда, никогда, никогда не забывайте представить своим студентам Йога Сутры Патанджали, Хатха-Йога Прадипику и Бхагавад-Гиту. Очень важно также уважать всех учителей без исключения, ревности и игнорирования. Не повторяйте в этом ошибки Запада. У вас есть шанс. Вы пока в самом начале Пути. Никогда не критикуйте никого из учителей, как бы они не были неправы по вашему мнению. ГОВОРИТЕ О ТОМ, ЧТО У ВАС ХОРОШО, А НЕ О ТОМ, ЧТО У ДРУГИХ ПЛОХО. И не превращайте Йогу в бизнес - как это произошло на Западе. Относитесь к своим студентам как к членам своей семьи - духовной Санги. И если кто-то из них испытывает трудности и не может оплачивать занятия полностью или вообще, то разрешите им учиться у вас на доступных условиях или вообще бесплатно и после этого вообще не думайте об этих исключениях.


Андрей Лаппа:
Таким образом Вы предлагаете строить духовные, а не материальные отношения прежде всего, не так ли?


Дхарма Митра:
Да, у Вас могут быть свои условия и правила, но не зацикливайтесь на них. В противном случае Вы можете потерять по-настоящему хороших учеников и развить плохую атмосферу вокруг себя. Относитесь к своим ученикам, как к своим духовным детям и берите на себя ответственность за них. Никогда не раздражайтесь, если им нравятся одновременно другие учителя. Отпускайте их со словами: «Иди, если хочешь, мой сын. Если ты счастлив с другими учителями, я буду рад за тебя». Не будьте жадными. И делайте свое дело хорошо. Платите свои арендные счета и помните свое основное предназначение, как учителя. Будьте вегетарианцами. Учите с Прощением, Состраданием и Любовью. И все время искренне работайте над собственным самоосознанием и совершенствованием.


Андрей Лаппа:
Спасибо большое. Ждем Вас в России и на Украине. Намасте...